Образовательные технологии

"Букрейллер" (видео рекламма книги, произведения и т.д.)   

Цель: формирование устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей посредством использования технологии «Буктрейллер».

Использование технологии буктрейлер в отношении детей решает следующие задачи:

1. Привлечение внимания к художественной литературе,

2. Развитие самостоятельности и инициативности,

3. Формирование предпосылок учебной деятельности,

4. Развитие речи, творческого потенциала детей, реализация потребности детей в общении друг с другом, воспитание нравственных качеств личности, развитие умения работать в команде и сотрудничать друг с другом; 

Использование технологии буктрейлер в отношении родителей решает следующие задачи: укрепление сотрудничества между ДОО и родителями воспитанников, способствование вовлечению родителей в образовательную работу ДОО, повышение осознанности родителями значимости своей роли в воспитании детей.

Дошкольное детство - это особый возрастной период, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой). Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

Основные этапы создания буктрейлера:

1. Выбор книги. Это может быть книга малоизвестного автора с целью привлечения внимания к автору и его произведениям. Или просто «Любимая» книга.

2. Создание сценария к буктрейлеру (нужно продумать сюжет и написать текст). Необходимо  внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы ребенку непременно захотелось узнать, что же будет дальше, не пересказав весь сюжет книги.  Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить очень продумано.

3. Подбор материалов для видеоряда. На данном этапе необходимо определится,  в каком формате презентовать книгу, это могут быть раскраски, рисунки, аппликации, пластилиновые фигуры, или просто отсканированные иллюстрации из книги, важно, чтобы соблюдалось единство иллюстраций: если картинки рисованные, значит все рисованные, если используем аниме – значит аниме, фото – значит фото.

4. Записать озвученный текст. Затем наложить  музыку, ели это необходимо и  озвучить произведение самостоятельно.

    5. Выбрать устройство и программу, которые позволят снять видео и его смонтировать.В наше время их  превеликое множество. И на данном этапе начинаем монтировать наш буктрейлер.

Формы работы по демонстрации буктрейлера могут быть достаточно разнообразны. Главное, что в этом участвуют все участники образовательного процесса: дети – родители и воспитатель.

Представляю вашему вниманию несколько форм работы  по созданию буктрейлеров:

Взаимодействие «Воспитатель –ребенок».

Педагог распечатал раскраски по сюжету книги, ребенок раскрасил, затем сфотографировал все рисунки, ребенок озвучил некоторые моменты, далее педагог смонтировал видео. 

Взаимодействие «воспитатель - родитель – ребенок»

1. Мама прочитала книгу, воспитатель составила сценарий к буктрейлеру, мама взяла камеру и засняла тот  момент,  как ребенок рассказывает по иллюстрациям книг, моменты, которые ему запомнились (Смотрим видео, комментирую…)

2. Мама прочитала книгу интерактивную книгу, посмотрели на телефоне анимированный вариант, воспитатель составила сценарий к буктрейллеру, мама засняла на камеру те моменты, которые ребёнку больше всего запомнились (Смотрим видео, комментирую)

   Взаимодействие «Родитель – ребенок»

В этом случае полностью создают буктрейлер родители и дети, т.е.  мама читает сказку, ребенок рисует иллюстрации моментов из книги, которые ему запомнились, мама пишет сценарий и на камеру, вместе презентуют данную книгу). 


"Букроссинг"
(прочитал книгу-отдай другому)

Цель технологии: пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения. 

Апробация технологии «Буккросинг» прошла в несколько этапов:

1. Круглый стол с родителями.

Для начала познакомила  родителей с данными технологиями, пригласив их за «Круглый стол». Родители приняли мою идею по внедрению технологий в нашей группе с большим интересом.

2. Оформление «книжной полки» в раздевальной комнате.

Активное участие приняли родители, которые совместно с детьми принесли выбранные книги из дома. Некоторые книги, энциклопедии я предносила сама, например по теме неделе, которую мы изучали с детьми. 


3. Далее, на каждую книгу из дома, мы наклеиваем эмблему, 
которая означает, участие в  этапе «Движении книг».  Создала журнал, в который родители вписывают название книги, которую они взяли домой для чтения, а так же пометку о ее возврате на полку. Это позволяет отследить движение книги, и ее популярность в чтении. 

В  буккроссинге, существуют правила, которые мы с детьми обговариваем на «утреннем круге», а для родителей они расположены в информационном уголке.

  В процессе реализации технологии я понимала, что книги принесённые родителями и детьми «уходили с полки» и снова возвращались. Значит, их читают! Такую же ситуацию наблюдали родители со своими детьми, их это радовало, мотивировала на пополнение «книжной полки» новыми книгами. На «утреннем круге», девочки и мальчики с удовольствием рассказывают о прочитанных книгах, о новых книгах появившихся дома. 





 Здоровьесберегающие педагогические технологии...

    В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

 Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

 Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. 

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в

групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. 

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). 

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. 

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. 

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. 

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. 

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной

работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. 

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.


Технология Марблс 

Марблс (в переводе означает «мраморный») — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад.  Это небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Эти шары различаются по размеру. Чаще всего они около 1,25—2,5 см в диаметре, но размер может варьироваться. Камешки имеют разнообразную цветовую гамму. Марблы используются в различных играх, носящих общее название «марблс» (marbles).

Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят

название «Кабошоны», что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой - ровный, спиленный. 

Игры с камнями Марблс приобретают всю большую популярность среди педагогов дошкольных учреждений. Несмотря на свою простоту и доступность они вызывают большой интерес у детей. С их помощью можно решить следующие задачи:

- Формировать правильный захват шарика кистью руки;

-Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;

-Развивать в ориентировку на плоскости;

-Работать над дифференциацией цветов;

-Упражнять в счете;

-Обогащать словарный запас;

-Развивать фразовую речь;

-Развивать внимание, память и мышление;

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Применение камешков Марблс – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки яркие, разнообразные по форме, цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании мира, способствуют психоэмоциональному благополучию. Они вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей. Красота камушков завораживает, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей.

В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности. Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности. В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения. В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется.

Дидактическое пособие "Сенсорная коробочка"
    Выражение "Ум ребенка - на кончиках пальцев" принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. В этих словах содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Тренировка движений пальцев и кисти рук - важный фактор, стимулирующий речевое развитие, развитие мышления, повышающий работоспособность коры головного мозга ребенка. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него хорошо развиты память, внимание и речь. Что же способствует такому развитию?
   При изучении литературы по использованию нетрадиционных подходов в развитии мелкой моторики, интерес привлекла "сенсорная коробочка" - это емкость, наполненная всякого рода тактильным материалом, таким как: песок, земля, галька, мох, крупы, бобовые, соль, макароны. Помимо наполнителя, в такую коробку кладут другие предметы, с которыми можно играть - мелкие фигурки животных, людей, машин, шарики, фрукты. Для игры добавляют "инструменты"  - ложки, совки, щипцы, сито и др.


  Сенсорная коробочка отлично развивает  мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений. Так же отличная возможность расширить словарный запас детей. Можно использовать и для формирования математических представлений ( Счет, группировка, сортировка, измерения и взвешивание). Помогает изучению цвета, формы, текстуры. Такие игры успокаивают детей, помогают им управлять своими эмоциями. 

   Благодаря сенсорной коробочке дети самостоятельно получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем.

Технология проектной деятельности

Современный подход к дошкольному образованию,  в соответствии с положением о  ФГОС ДО,  предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.

 Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

 Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой

автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

 Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, совершенствования педагогических технологий.

 Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

 Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом

причин. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Также произошло включение проектной деятельности в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. А еще, технология проектной деятельности сегодня широко используется в школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, что ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте.

 Реализация проектов в ДОУ способствует переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса. Освоение педагогом технологии проектной деятельности автоматически переориентирует его от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

В основе  проекта лежит проблема, для её решения  необходим  исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Цель: Развитие творческих способностей ребенка путем организации

исследовательской деятельности, в ходе которой формируются познавательные, коммуникативные навыки, интеллектуальная инициатива.

Задачи:

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.     развитие познавательных способностей;

3.     развитие творческого воображения;

4.     развитие творческого мышления;

5.     развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Данная технология осуществляется через интеграцию всех образовательных областей. Тематика проектов обусловлена выявленными в ходе работы интересами и проблемами, а также спецификой учреждения.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Последовательность работы педагога над проектом

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

 КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

 Кинезиологические упражнения – это тренировки, которые существенно улучшают нейронные связи между двумя полушариями, причем чем эти занятия интенсивнее, тем заметнее положительные изменения в работе мозга.
  Все занятия можно разделить на несколько основных типов:
  • пальчиковые игры;
  • растяжки для нормализации неконтролируемых чрезмерных мышечных напряжений и вялости;
  • дыхательная гимнастика для улучшения ритмики организма, развития самоконтроля;
  • специальные упражнения на движение глазных яблок для расширения поля зрения и улучшения восприятия графической информации в целом (глазодвигательная тренировка).

    Также практикуются синхронные и несинхронные движения языка и глаз для еще лучшей активизации межполушарного взаимодействия и повышения общего жизненного тонуса. Важны и релакс-упражнения, которые способствуют снятию напряжения и расслаблению.

   Занятия принесут результат только при выполнении некоторых условий. Тренировки необходимо проводить ежедневно, лучше всего организовать их в утренние часы. Обязательно наличие комфортной доброжелательной атмосферы. Упражнения выполняются сидя или стоя, иногда лежа, по комплексам, каждый из которых рассчитан на две недели занятий. От ребенка требуется максимально точное выполнение всех приемов и движений, произвольности и шалости во время тренировки не допускаются.



Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки.

Цель данной технологии: Развивать речевые способности с помощью инновационной методики. 

Задачи: Обогащение и активизирование словаря ребенка; Создание релаксирующего эффекта ; Развитие речевого дыхания; Развитие мелкой моторики; Формирование навыков пространственной ориентировки; Совершенствование сенсорных эталонов; Развитие психических процессов (мышление, внимание, память); Развитие творчества (воображение, фантазия и др.); Развитие индивидуальных качеств ребенка (умение работать в коллективе, быть самостоятельными в выборе решений, быть сдержанными, доброжелательными и т. д.)

Бусы — это не только элементы украшения, соответствующие тому или иному костюму, бусы — это и полет вашей фантазии, а для ребенка — это еще и доступный и эстетически притягательный материал. Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ . А втор системы работы с детьми по театрализованной деятельности и руководитель театральной студии « Кукляндия » (Санкт-Петербург). Разработала систему игр и творческих упражнений с бусами для дошкольников .

 « Бусоград или Волшебные игры феи Бусинки» — методическое пособие по интеллектуально – творческому и познавательно – речевому развитию детей 2 – 7 лет. При работе с бусами происходит развитие пространственной ориентации, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики и, конечно же, творчества.

Помимо этого ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. Очень важно, что благодаря всему этому, развиваются и речевые способности ребенка. В методической разработке М. И. Родиной, указывается, что, благодаря применению в работе с детьми техники « Бусоград » , дети «быстрее начинают чисто и выразительно говорить» . Использование методики по возрасту неограниченно, так как выкладывать различные образы, придумывать о них сказочные истории будет интересно всем и старшим и младшим.

О дидактической пользе бус можно написать много. Важно хотя бы раз дать детям попробовать поиграть с бусами и мы увидим, как наши неутомимые малыши замолкают, сосредоточенно выкладывая из бус свой «шедевр» , как они ловко перебирают пальцами бусы разных размеров и какое удовольствие от этого получают!

Что такое «Кубик Блума?»

Одним из самых популярных приемов для развития критического мышления считается «Кубик Блума», который был создан известным американским ученым и психологом-педагогом Бенджамином Блумом.

Главная цель использования приема заключается в закреплении материала, умении анализировать полученные знания и использовать их на практике. С помощью такого метода ученики научатся самостоятельно решать вопросе, опираясь на получении знания и развивать логическое и творческое мышление.

Кубик Блума представляет собой обычный кортонный кубик, на гранях которого написаны определенные вопросы: назови, объясни, почему, придумай, поделись и предложи. Эти опорные фразы, которые позволяют сориентироваться ребенку для формулирования правильного ответа.

Назови- самый простой вопрос, предусматривающий назвать предмет, название, срок, формулу, событие или иную общую информацию.

Объясни - позволяет аргументировано выразить свою точку зрения по данному вопросу, рассматривая его с разных сторон.

Почему - позволяет определить причинно-следственные связи определенного процесса, и проверить уровень понимания ребенком взаимосвязи между определенными явлениями.

Придумай - творческое вопрос, что предполагает формулирование выдумки или предположения относительно предмета обсуждения.

Поделись - предполагает выражение собственного эмоционального отношения к предмету обсуждения.

Предложи - предоставляет возможность ученику предложить собственный вариант практического применения тех или иных знаний.

 Варианты кубиков:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ваши коментарии